Правильно подобранный страховой полис – это гарантированное спокойствие на все время отдыха. Что бы ни произошло, вы знаете, что помощь будет оказана и главное, платить за это не придется, все расходы возьмет на себя страховая компания.
Наличие полиса страхования выезжающих за рубеж обязательно для въезда в страны Шенгенской группы (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция). Для въезда в остальные страны такая страховка не является строго обязательной, но приобрести ее настоятельно рекомендуется.
С недавнего времени у российских клиентов появилась возможность застраховаться от невозможности совершить поездку. Как известно туристические фирмы еще на стадии подготовки вашего тура несут определенные издержки, которые в случае отказа вычитаются из стоимости оплаченного тура. И чем позже вы оказываетесь, тем они выше. С условиями предоставления «страховки от невыезда» у различных страховых компаний можно ознакомиться в Уголке потребителя.
Главная цель покупки страхового полиса заключается в том, чтобы у вас, во время вашего заслуженного отдыха на заграничном курорте была возможность получить необходимое медицинское обслуживание без каких-либо дополнительных материальных затрат. Еще до поездки, а лучше до оформления договора страхования, стоит прочитать “памятку страхователю”, которую каждая компания обязательно включает в полис и прояснить у менеджера компании все непонятные вам пункты. Все что написано в памятке прямой перечень действий, которые необходимо предпринять в чрезвычайной ситуации.
Если с вами что-то случилось главное действовать быстро и правильно. Полис нужно всегда держать при себе, так как в нем указаны телефоны, по которым следует просить помощи. Это может быть телефон страховой компании, номер центра сервисной компании (в этом случае может оказаться, что там не говорят на русском языке), либо телефон местного сервис-центра непосредственно страховщика. Наличие собственного сервис-центра в стране вашего пребывания, косвенное свидетельство качества работы страховщика. Многие крупные российские страховые компании открыли такие центры, в популярных у россиян туристических странах — Турции, Испании, на Кипре и т.п. (где именно вам обязательно скажет менеджер). Диспетчеру страховой компании следует звонить только один раз, так как после получения информации он уже начал заниматься вашей проблемой и все последующие звонки придется оплачивать самостоятельно. Поэтому вам или тому, кто вам помогает нужно сразу же четко сообщить диспетчеру сервисной компании следующие сведения: фамилию и имя застрахованного, номер страхового полиса и код программы страхования (если в полисе указаны код и серия), если страховка групповая, то сообщите на чье имя она выписана, описать обстоятельства происшедшего, тип требуемой помощи, сообщить местонахождение застрахованного и номер контактного телефона.
Не пользуйтесь услугами частных врачей, предварительно не согласовав ваши действия с представителем страховой компании, (конечно, за исключением экстренных случаев). Дело все в том, что если вы этого не сделали, то страховая компания не несет ответственность за качество оказываемых услуг и даже не гарантирует возмещения ваших расходов. Последнее возможно в том случае если проверка медицинских расходов покажет, что стоимость услуг завышена или, что у вас была возможность воспользоваться помощью сервис-центра, а вы этого не сделали. Поэтому обязательно сохраняйте все финансовые документы — счета от врача, счета за медикаменты, счета за телефонные переговоры и т.п., которые вы потом представите в страховую компанию.
Но существует список расходов, которые не подлежат возмещению.
В частности, страховыми случаями не признаются: заболевания и травмы, полученные в результате совершения противоправных действий или в состоянии любого (наркотического, алкогольного, токсического) опьянения,обострения хронических, психических заболеваний, попытки самоубийства, расходы на лечение в санаториях,косметические и пластические хирургические операции.,вся стоматологическая помощь за исключением экстренной помощи (если заболел зуб и т.п.).
Также страховые компании могут включить в полис ряд других ограничений, поэтому рассчитывать на то, что страховая компания будет оплачивать любые медицинские расходы не стоит. Однако во всех остальных случаях страховка действительно незаменимая вещь.
Если вы захотите поехать отдохнуть в другую страну, то без приобретения страховки вам не обойтись (многие страны без этого документа даже не примут документы на оформление визы) и хоть какой-то полис купить все равно придется, однако к покупке нужно отнестись очень ответственно. Чаще всего туристы выбирают ту страховку, которая предлагается турфирмой в пакете с туром, но и в этом случае, прежде чем заключать договор страхования следует обратиться непосредственно в страховую компанию и подробнее выяснить возможности, которые предоставляет данный страховой полис.
Виды страховых полисов, предлагаемых потенциальным путешественникам страховыми компаниями можно разделить на две группы: многократные и разовые. Первые предназначены для тех, кто ездит за границу регулярно, а вторые, оформляются только на время тура. Стандартный медицинский полис обычно включает в себя оплату медицинских расходов, услуги по медицинской транспортировке, иногда экстренную стоматологическую помощь (обычно на определенную сумму), возможный визит кого-нибудь из родственников, возвращение тела на родину в случае смерти, досрочное возвращение домой, первичный звонок в сервисную компанию, юридическое или административное содействие. Возможно, включение в полис услуг по содействию при утере документов и багажа. Страховая сумма в стандартном договоре устанавливается в соответствии с требованиями страны пребывания (от $5000 до $100000).
Страховкой, как и любой другой услугой, надо уметь правильно пользоваться, поэтому при выборе страховой компании стоит обратить внимание на несколько вещей.
Имена крупных страховщиков у всех на слуху (см. таблицу) и с документами у них все в порядке, но если компания вам неизвестна, поинтересуйтесь, есть ли у неё лицензия, выясните какой набор услуг и какие программы страхования и на какую страховую сумму она предоставляет.
Узнайте, на каких условиях страховщик сотрудничает с ассистанс-компаниями, то есть с компаниями, которые в случае чего будут вам помогать. Здесь важно то, по какому принципу будут оплачиваться медицинские услуги. Или вы сначала оплачиваете услуги местных врачей, собираете все чеки за оказанные услуги, а потом в России их проверяют и компенсируют затраты. Или вы сообщаете о наступлении страхового случая по телефону, указанному в полисе, после чего все заботы берет на себя ассистанс-компания. Последний вариант самый привлекательный, так как на отдыхе необходимых денег может не оказаться. То есть, страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране временного пребывания. Плюсом будет наличие у страховщика собственных сервис-центров в той стране, куда вы собрались на отдых .
Если вас все устроило, то оформляйте полис, учитывая, что он в обязательном порядке должен оформляться на русском языке и государственном языке страны временного пребывания.
Разовый полис
*предназначен для тех, кто бывает за границей нерегулярно или выезжает за границу на длительный срок (более 3 месяцев) и находится там непрерывно
*предоставляет страховую защиту только на одну поездку за границу
*длительность поездки — от 1 дня до 1 года
*действует в любой выбранной стране
Страхование от невыезда
Страховым случаем является невозможность Страхователя (Застрахованного) совершить туристическую поездку за границу РФ, имевшую место в период действия договора страхования и подтвержденную документами, выданными компетентными органами вследствие:
1.смерти Страхователя (Застрахованного) или его близкого родственника. К близким родственникам относятся дети (в том числе усыновленные), супруг (а), родители Страхователя (Застрахованного), родные сестры и братья Страхователя (Застрахованного);
2. болезни (травмы) Страхователя (Застрахованного) или близкого родственника полученной не ранее, чем за 15 дней до даты выезда, указанной в туристической путевке и при условии необходимости лечения в стационаре;
3. неполучения въездной визы при своевременной (но не позднее, чем за 7 дней до начала запланированной поездки) подаче туроператором документов на оформление туристической поездки сроком до 40 дней.
4. необходимости явки в суд для участия в судебном процессе в качестве обвиняемого, потерпевшего или гражданского ответчика по решению суда, принятому после вступления договора в силу;
.5. повреждения или гибели имущества Страхователя (Застрахованного) вследствие пожара, возникшего в период действия договора страхования;
6. призыва Страхователя (Застрахованного) на срочную военную службу или на военные сборы;
7. досрочного возвращения Страхователя (Застрахованного) по причине болезни, лечение которой необходимо в стационаре и/или смерти близких родственников.
Страховыми случаями не являются события, повлекшие невозможность Страхователя (Застрахованного) совершить туристическую поездку за границу РФ вследствие:
1. воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
2. военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;
3. гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;
4. умысла или грубой неосторожности Страхователя (Застрахованного);
5. алкогольного, наркотического или токсического опьянения Страхователя (Застрахованного);
6. самоубийства (покушения на самоубийство) Страхователя (Застрахованного);
7. эпидемий, карантинов, метеоусловий;
8. ликвидации туристической организации;
.9.невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств туристической организацией;
10. непреодолимой силы или стихийного бедствия.
11.совершения Страхователем (Застрахованным) противоправных действий, находящихся в прямой причинно-следственной связи с наступлением страхового случая
При наступлении страхового случая Страхователь (Застрахованный) обязан:
1. принять все возможные разумные меры для предотвращения и сокращения ущерба, обеспечить документальное оформление происшедшего события;
2. при наступлении страхового случая Страхователь (Застрахованный) в течение 3 дней в письменной форме заявить Страховщику о его наступлении. В заявлении должны быть указаны характер и обстоятельства страхового случая.
Представить Страховщику следующие документы:
— оригинал полиса страхования финансовых потерь вследствие невозможности совершить зарубежную поездку
— оригинал страхового полиса по страхованию медицинских расходов, авиабилет, ваучер на проживание в гостинице (если страховой случай произошел после выдачи документов на совершение тура)
— заявление от Страхователя (Застрахованного) о выплате страхового возмещения,
— оригинал договора купли – продажи туристского продукта (туристских услуг),
— документы, подтверждающие возврат туроператором Страхователю (Застрахованному) части денежных средств по договору на предоставление туристических услуг (калькуляция возврата и приходный кассовый ордер),
— справка туроператора о понесенных Страхователем (Застрахованным) расходах, связанных с оплатой штрафных санкций, взысканных за отмену поездки в соответствии с договором по предоставлению туристских услуг.
Для определения характера страхового случая представить необходимые документы организаций, услуги которых были предусмотрены договором о предоставлении туристских услуг (транспортные компании, консульства, гостиницы и др.), подтверждающие наличие убытков, связанных с аннулированием проездных документов, отказом от забронированного в гостинице номера или сокращением сроков проживания в номере в связи с сокращением сроков поездки, а именно:
— при невозможности совершить поездку в следствие неполучении въездной визы – официальный отказ консульской службы посольства (если таковой выдавался), оригинал загранпаспорта со штампом об отказе в выдаче визе
— при невозможности совершения поездки в следствие болезни, требующей необходимости лечения в стационаре, травмы или смерти Страхователя (Застрахованного) или его близких родственников, полученных не ранее, чем за 15 дней до даты выезда, указанной в туристской путевке – справку из стационара о заболевании, справку медицинского учреждения о травме, нотариально заверенную копию свидетельства о смерти, документы, подтверждающие родственную связь Страхователя (Застрахованного) и близкого родственника.
— при невозможности совершения поездки вследствие судебного разбирательства – заверенную судом судебную повестку
— вследствие досрочного возвращения Страхователя (Застрахованного) из зарубежной поездки – справку медицинского учреждения о заболевании, травме, подтверждающую необходимость лечения Страхователя (Застрахованного) в стационаре (направление на госпитализацию) в стране постоянного проживания и / или нотариально заверенную копию свидетельства о смерти близких родственников Страхователя (Застрахованного), документы, подтверждающие родственную связь Страхователя (Застрахованного) и близкого родственника.
— при невозможности совершить поездку или досрочном возвращении из нее вследствие повреждения или гибели имущества Страхователя (Застрахованного) от пожара, возникшего в период действия договора – справка соответствующих органов, подтверждающих факт пожара,
— невозможности совершения поездки или досрочном возвращении из нее вследствие призыва Страхователя (Застрахованного) для прохождения срочной службы в рядах Вооруженных Сил РФ или на военные сборы – заверенная военкоматом справка о призыве Страхователя (Застрахованного) на срочную службу или военные сборы.
Кроме того, при оплате страхового полиса «от невыезда» могут применяться повышающие коэффициенты в следующих случаях:
хронические заболевания, беременность, нахождение в больнице близких родственников, нахождение в судопроизводстве дел с участием туриста, прежние отказы в визе, нарушение законодательства посещаемых стран, привлечение к уголовной, административной или какой-либо другой ответственности, место рождения — бывшие союзные республики